Пеллеты

Пеллеты представляют собой прессованные цилиндры диаметром обычно 6 или 8 мм и длиной 1-2 см, которые упаковываются в биг-бэги (большие мешки весом брутто около тонны) и в таком виде транспортируются.
Возможна также более мелкая фасовка пеллет, например по 12 кг, для розничной продажи.
Сыпучесть этого материала позволяет полностью автоматизировать его сжигание как в бытовых, так и промышленных котлах – пеллеты просто пересыпаются в бункер, откуда потом с помощью шнека дозированно подаются в топку. Таким образом, котел без дозаправки может работать обычно несколько суток, пока не опустеет бункер.
В Швеции, Финляндии, Германии, Италии и других странах Западной Европы потребление пеллет составляет заметную долю среди прочих видов топлива, в различных формах поощряется и субсидируется государством. Котлами на пеллетах оборудовано большинство частных домов, муниципальные и промышленные котельные. Без сомнения, именно рынок Западной Европы, является основным потребителем пеллет в больших и постоянно растущих объемах. Кстати, доля поставок гранул российского производства на этот рынок невелика. Основная роль принадлежит европейским производителям и корабельным поставкам пеллет из Канады.
По данным за 2009 год, годовое потребление гранул в Европе составило более 8 млн тонн. К 2020 году эта цифра вырастет до 80 млн тонн, и это необходимо, чтобы выполнить цели по сокращению выбросов парниковых газов в атмосферу, а также уйти от зависимости от ископаемых видов топлива, в частности российского газа. Таким образом, очевидно, что экспортный рынок пеллет открыт для российских производителей на долгое время – при условии, однако, что их продукция будет соответствовать европейским стандартам качества (EN 14961-2) и будет подтверждена международным сертификатом EN plus.
Но это Европа, а что же можно сказать про российский рынок пеллет? Здесь мы сталкиваемся с рядом проблем, и в первую очередь с отсутствием котельного оборудования на пеллетах в эксплутации, а также с отсутствием поддержки государства в сфере использования биотоплива, необходимой, чтобы это котельное оборудование устанавливалось и отрасль развивалась. Это серьезная проблема, которая заключается в том, что для сжигания пеллет нужны котлы специальной конструкции, пригодные исключительно для этого вида топлива. Поэтому использование пеллет в частном или муниципальном секторе означает замену котельного оборудования на другое, пригодное для работы на пеллетах, что требует инвестиций в значительных размерах. На самом деле не только муниципальные, но и находящиеся в эксплуатации бытовые котлы на пеллетах в нашей стране можно, образно говоря, сосчитать по пальцам, и появляются они в основном благодаря рекламе мелких производителей гранул, имеющих проблемы со сбытом своей продукции на экспорт.
Но существует Европа - с чем же столкнется производитель при выходе на западный рынок? Одна из самых сложных проблем связана с логистикой. Западный рынок диктует свои цены на продукцию определенного качества. Не будем здесь вдаваться в подробности, но возить пеллеты автотранспортом на большие расстояния нерентабельно, эффективны только морские перевозки. Поэтому ориентированный на экспорт, эффективно работающий пеллетный завод в России сегодня должен находиться недалеко от какого-либо морского порта и иметь достаточную мощность для отгрузки корабельной партии (3–5 тыс. тонн) в разумные сроки.
Вторая проблема – это соответствие международному стандарту качества (EN 14961-2), где очень важен такой параметр, как зольность, прямо зависящий от качества исходного сырья, а точнее – от наличия коры и, говоря попросту, грязи. В российских условиях культура производства обычно составляет определенную проблему, а цена пеллет на экспорт может колебаться почти в 2 раза в зависимости от качества и наличия сертификата EN plus.
Как же быть небольшим пеллетным заводам мощностью обычно 1–2 тонны в час, расположенным далеко от западной границы РФ, да еще на фоне кризиса? При отсутствии гарантированного сбыта на внутреннем рынке таким предприятиям выжить очень сложно; это подтверждается тем, что за последние 2–3 года множество таких предприятий, закупивших оборудование на волне модной в последние годы пеллетной темы, закрылись или простаивают по причине нерентабельности. Исключение составляют предприятия, обслуживающие муниципальные котельные или направленные на частный сектор; в основном это касается загородной недвижимости вокруг российских мегаполисов, где начинают появляться бытовые котлы на пеллетах.